Высокий спрос привел к дефициту российской нефти
Как отмечает рейтинговое агенство «РИА Рейтинг», в 2013 году Россия сократила экспорт нефти. Согласно данным Федеральной таможенной службы, объем поставок российской нефти за рубеж сократился на 1.4% до 236.6 млн тонн. При этом, как считают эксперты РИА Рейтинг, снижение экспорта произошло вовсе не из-за слабого спроса на рынке. Просто Россия не имеет минерально-сырьевой возможности увеличивать поставки, и такая ситуация может продлиться много лет.
Эффект короткого одеяла
После запуска нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» перед нашей страной открылся новый обширный рынок Юго-Восточной Азии, где спрос на углеводороды растет быстрыми темпами и, скорее всего, продолжаться этот рост будет долго. При этом рынок Юго-Восточной Азии является премиальным по отношению к рынку Западной Европы, что объясняет его привлекательность для российских нефтяных компаний. В 2013 году отгрузки через нефтетерминал Козьмино (Приморский край) выросли на треть до 21.3 млн тонн. Кроме того, на 800 тыс. тонн должны были вырасти поставки Роснефти по отводу от ВСТО в Китай. До 2013 года Роснефть поставляла в КНР по отводу около 15 млн тонн.
В ближайшие годы поставки в этом направлении будут только расти. В 2014 году через Козьмино будет переправлено около 23 млн тонн. Плюс к этому «Роснефть» подписала договор с китайской компанией CNPC по наращиванию поставок в 2014 году на 2 млн тонн, а в 2015 году — еще на 15 млн тонн. Всего за 25 лет дополнительные поставки Роснефти в Китай должны составить 365 млн тонн на сумму $270 млрд. Очень хороший и выгодный контракт, но проблема в том, что дополнительных объемов нефти в России в таких масштабах нет.
В 2013 году добыча нефти выросла, согласно данным Росстата, на 1.1% до 522.9 млн тонн или всего на 6 млн тонн. При этом внутренний спрос со стороны отечественных НПЗ увеличился на 2.7% или на 8 млн тонн. Таким образом, весь прирост добычи был поглощен внутренним рынком.
Наращивать добычу теми темпами, которые требует внешний рынок, наша страна в настоящее время не может. Самый оптимистичный сценарий правительственного прогноза предполагает, что в течение ближайших десяти лет объем добычи будет сохраняться примерно на одном уровне.
Старые месторождения Западной Сибири близки к истощению. Новые месторождения в Восточной Сибири, введенные три-четыре года назад, пока компенсируют спад добычи в Ханты-Мансийском АО, но и они уже выходят на «потолок». В ближайшие годы будет введено еще несколько месторождений, но самое крупное из них — Юрубчено-Тохомское по запасам меньше Ванкорского, то есть оно может обеспечить небольшой толчок отрасли, но он будет непродолжительным и малозначимым. Разработка сланцевых месторождений — это вопрос многих лет. Вместе с тем дополнительные объемы нужны уже сейчас.
Чтобы удовлетворить спрос «ненасытного» Китая не остается другого способа, кроме как снимать нефть с западных маршрутов, потому что сокращать поставки на внутренний рынок, где сейчас происходит активная модернизация НПЗ, нельзя. При этом спрос на нефть в Европе остается стабильным, и уход с этот рынка нежелателен. В том числе нет возможности загружать белорусские заводы. Налицо эффект короткого одеяла.
Ситуация осложняется еще тем, что, снимая нефть с западного направления, придется опустошать нефтетранспортную инфраструктуру, которая в значительной степени нацелена именно на Европу. Не так давно — всего два года назад — была построена БТС-2 мощностью 30 млн тонн. Конкуренция между российскими морскими терминалами за нефть сейчас довольно острая. При этом пустая труба также требует обслуживания и отвлекает финансовые средства.
Таким образом, сейчас перед отраслью стоят две проблемы. Во-первых, недостаток нефти. Во-вторых, географическая несбалансированность трубопроводной системы. В западном направлении она избыточна, а в восточном наблюдается острый дефицит. Вторую проблему на первых порах можно решить за счет казахских мощностей, а также в среднесрочной перспективе за счет строительства новых очередей ВСТО. Что же касается дефицита нефти, то решение этой проблемы может многим показаться курьезным.
В Тулу со своим самоваром
В начале текущего года в российских СМИ, со ссылкой на иранского посла в России Мехди Санаи, появилась новость о том, что в ближайшее время РФ может заключить с Исламской республикой соглашение об экономическом сотрудничестве, в рамках которого предусматриваются поставки нефти из Ирана в Россию. Кроме того, говорится, что иранский порт Нека уже готовится к приему российских нефтеналивных танкеров.
Учитывая статус России, как мирового лидера нефтедобычи, многим эта новость могла бы показаться шуткой. Но, как следует из вышесказанного, импорт нефти из Ирана выгоден не только самому Ирану, который таким образом минимизирует потери от санкций, но и России.
Во-первых, иранские поставки могут перекрыть дефицит баланса. По данным СМИ, обсуждаемые объемы составляют около 500 тыс. баррелей нефти в день или около 25 млн тонн в год. Этого будет почти достаточно для того, чтобы заполнить западные трубопроводы взамен ушедшей на восток российской нефти и, плюс к этому, загрузить белорусские НПЗ.
Во-вторых, нет сомнений, что Иран будет продавать свою нефть со скидкой, то есть имеется возможность получить на этой сделке некоторую маржу при перепродаже.
В-третьих, оплачиваться эта нефть будет не деньгами, а товарами. То есть Россия в текущих непростых экономических условиях получает шанс расширить рынок сбыта для своих комбайнов, тракторов и прочей техники.
Подробный анализ тенденций, складывающихся в нефтегазодобывающей отрасли, а также в нефтепереработке в 2013 году, Вы сможете найти в бюллетене «Нефтегазовая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. Итоги 2013 года», подготовленном
По материалам Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».