В журнале Актуальные проблемы экономики и менеджмента, 2019, №3 вышла статья руководителя отдела закупок ООО «АТМ СТИЛ» Сухарева Р.М. «Проблемы современной организации закупок в российских компаниях».
В современных российских компаниях организационная структура должна отвечать современным требованиям оперативного принятия решений и нацеленности на результат. В статье рассмотрены проблемы интеграции мирового опыта организации структуры, особенно в сфере закупок, которая взаимодействует с международными поставщиками, изучены требования к организационной структуре закупок при работе с различными товарами и услугами. На основе анализа российских и зарубежных источников сделан вывод об особенностях организации закупок, исследованы особенности реализации классических (по Друкеру) продуктовой и дивизиональной структур в российских условиях централизованного управления, возможности совмещения системы управления закупками и продуктовой структуры компании. Выделяются особенности организационных структур современных компаний и выявлены направления, требующие решения в сфере организации закупок, влияние цифровой трансформации бизнеса на закупки.
Основными проблемами, стоящими перед российскими компаниями, служат:
- Чрезмерная иерархичность, подавляющая инициативу и препятствующая обмену опытом между региональными подразделениями. Решение автор видит в развитии дивизиональной структуры с делегированием дополнительных полномочий филиалам.
- Запутанная система принятия решений, которая не позволяет чётко разграничить зоны ответственности в иерархии, с чем компании сталкиваются при росте бизнеса и переходе от небольшого размера к средним и крупным по численности сотрудников. Выходами из этого состояния автор видит внедрение формализованных регламентов, а также укрепление институциональной поддержки прав собственников со стороны государства.
- Приоритет технологичных решений перед отношением к людям как главному ресурсу ведёт к чрезмерной формализации процесса закупок. Использование тендеров как дополняющего, а не основного инструмента, позволяет повысить эффективность закупок при соответствующем контроле закупочного процесса со стороны руководства.
- Неформальные нормы ограничивают возможности компаний и способствуют указанным выше проблемам. Решением видится закрепление таких договорённостей в виде регламентов, предполагающих делегирование как ответственности, так и полномочий.
- Тайм-менеджмент получает недостаточно большое внимание в отечественных компаниях, что препятствует повышению эффективности закупок. Изменение отношения к нему со стороны руководства способно привнести положительные изменения как на закупки, так и в другие функции организации.
Полный текст статьи Вы можете найти на сайте журнала:
Ростислав Сухарев
Начальник отдела закупок
Тел. (495) 984-04-34, доб. 102